smolaw / Shutterstock.com
Не обращая внимания на ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, уровень налоговой нагрузки на бизнес согласно данным Министерства финансов России образовывает порядка 32%. Это заявил Президент ТПП Российской Федерации Сергей Катырин в своем выступлении на пленуме Общероссийского налогового форума.
В феврале этого года ТПП РФ провела масштабное анкетирование среди членов своей палаты по ряду вопросов, в частности по вопросам налогообложения бизнеса. Так, по итогам анкетирования [материалы имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ], 55% опрошенных оценили уровень налоговой нагрузки как большой, 45% – как средний. Наряду с этим 43% опрошенных подчернули, что уровень налоговой нагрузки в текущем году вырос, а 49% – указали, что налоговые условия остались прежними. В опросе участвовали порядка 500 компаний и ИП из 64 регионов России. "В большинстве случаев, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот, и с увеличением налогов на землю и недвижимое имущество из-за завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. Это общероссийская неприятность, которую нужно, на наш взор, системно решать", – отметил он.
Еще одна неприятность, согласно точки зрения Сергея Катырина, заключается в том, что на практике по большей части налоговые льготы и преференции отменяются либо вводятся без публичного дискуссии. "Палата считает необходимым перед принятием таких решений просчитывать вероятный экономический эффект, – считает Катырин. – Сами решения предоставлению налоговых льгот либо их отмене будут более взвешенными и экономическими обоснованными". В частности, он подчернул, что бизнес, к примеру, положительно оценивает возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, разрешающий вычесть из налога затраты на новое оборудование. Но вот с отменой с 1 января 2018 года федеральной льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества не согласны.
Отметим, что с 1 января 2018 года полномочия по установлению таковой льготы будут переданы регионам (ст. 381.1 Налогового кодекса). Но, по словам Катырина, субъекты Федерации пока деятельно не прорабатывают вопрос установления указанной льготы на своих территориях, что приводит к определённому беспокойству у бизнеса. "Регионы, рассчитывая на дополнительные доходы, льготу предоставлять не спешат. В следствии мы получим рост тарифов и стоимостей, инвестиционные проекты будут замедлены, а кое-какие и остановлены", – увидел Президент ТПП Российской Федерации. Он внес предложение создать и утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, которая разрешит отказаться от малоэффективных в пользу введения новых льгот стимулирующего характера.
Президент ТПП РФ обсудил с участниками форума также и проблему введения новых неналоговых платежей и повышения размеров действующих. Он подчернул, что нужно приостановить разработку нормативных правовых актов в регионах, направленных на установление неналоговых платежей до принятия закона о регулировании обязательных платежей юрлиц и ИП1 [пока закон находится на стадии оценки регулирующего действия. – ГАРАНТ.РУ]. Помимо этого, специалист внес предложение внести в закон изменения и предусмотреть исчерпывающий список неналоговых платежей, установить правила исчисления отдельных платежей и более конкретно определить список прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей.
Он также напомнил, что с 17 августа этого года в НК РФ появились критерии получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды (ч. 3 ст. 54.1 НК РФ). Сейчас для доказывания необоснованной налоговой выгоды нужно подтверждать факты согласованности действий плательщика налогов и подконтрольных ему контрагентов, и нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг). Другими словами основным критерием для установления законности операций помогает действительность сделки. Но, согласно его точке зрения, в законе отсутствуют ответственные для плательщиков налогов гарантии, такие как презумпция добросовестности, концепция действительного экономического смысла сделок и т. д.
В заключение он подчернул, что у плательщиков налогов имеется ряд предложений по совершенствованию механизмов сотрудничества с налоговыми органами. Так, к примеру, он утвержает, что с передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов у предпринимателей появились задолженности, отраженные в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошедший год. В связи с чем они в массовом порядке обращаются в налоговые органы по поводу некорректных сумм задолженности. К слову, справка об отсутствии задолженности по налогам и взносам нужна предпринимателям для участия в госзакупках, но с имеющейся "задолженностью" ФНС России таковой документ не выдает. Палата предлагает ускорить решение этой неприятности.